АССОЦИАЦИЯ ЯХТ «эМ-Ка» Контакты и схема проезда
 
Национальный класс Эм-кА
О ЯХТИНГЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Парусная яхта эМ-КаdividerО ЯХТИНГЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦАdividerИнтервью капитана парусной команды «Синергия» Валентина Завадникова журналу Yacht Russia

24.04.2011
Интервью капитана парусной команды «Синергия» Валентина Завадникова журналу Yacht Russia

Самая известная российская парусная команда «Синергия» открыла новый сезон 2-6 марта в бухте Сан-Диего-Бэй, где проходили гонки ORACLE RC44 CUP 2011. Через несколько дней после регаты капитан и один из основателей «Синергии», председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников дал интервью YACHT RUSSIA.

парусный спорт, oracle racing, завадников, синергия

YACHT Russia: «Синергия» – сейчас это уже опытная и известная команда, входящая в элиту парусного спорта. А как все начиналось? Как пришли в парус вы сами?

Валентин Завадников: Парусным спортом увлекался мой отец, который закончил Одесский институт инженеров морского флота. Так что впервые я попал на лодку на Черном море, когда мне было 2–3 года. А лет с 4 и до 13–14 я просто жил на яхтах. Гонялся и на «Оптимистах», и на «Эмках», и на старых «Драконах».

После окончания института отца распределили на Дальний Восток, в Находку. В тот же регион в 1966 году поехали и много других его однокурсников. Лет десять спустя они уже занимали большинство руководящих постов в тамошних портах. Ну и как очень многие выпускники мореходок, они любили парус. О своем увлечении не забывали и на Дальнем Востоке. С их приездом парус, кстати, резко прибавил в популярности в Приморье. Там были свои традиционные лодки – швертботы, «Эмки», «Эльки», «Алькоры», но очень многие из знакомых отца закончили судостроительные факультеты и сами конструировали лодки, в том числе и очень большие. Для них парус был, правда, не спортом, а отдыхом, хобби. Я тоже поступил в мореходку в Находке и вот там уже начал заниматься парусным спортом достаточно серьезно.

YR: В каком классе выступали?

В.З.: В свое время у Польши перед СССР образовался большой долг, и она начала выплачивать его товарами, в том числе и пластиковыми яхтами «Конрад-25». Эти лодки были базовыми для наших гонщиков-крейсеристов с 1980 по 1995 год. На них и сейчас еще гоняются. Поляки поставили нам яхт сто пятьдесят, наверное, и примерно пятьдесят попали к нам на Дальний Восток. То есть в нашем регионе было достаточно много хороших монотипов, на которых не гонялся, наверное, только ленивый. Я не был исключением. Еще один толчок развитию парусного спорта на Дальнем Востоке дала сеульская Олимпиада 1988 года. С 1985 года сборная СССР проводила все свои сборы в Приморье – нужно было привыкнуть к тихоокеанской воде, к местным условиям, акклиматизироваться. Так что у нас, дальневосточных яхтсменов, была возможность посоревноваться с хорошими мастерами.

парусный спорт, oracle racing, завадников, синергия

YR: А когда вы загорелись идеей создать профессиональную команду?

В.З.: «Синергия» в ее нынешнем виде не имеет ничего общего с тем, что было изначально. В середине 1990-х годов в силу некоторых объективных и субъективных причин, а именно неадекватности бизнес-среды в Приморье, назовем это так, большое количество приморских предпринимателей были вынуждены уехать из своего региона – кто-то подался в Москву, а кто-то вообще за границу. Уехал и я. На какое-то время мы с друзьями забыли о парусе, были заняты своими делами, но потом стали видеться и начали испытывать ностальгические чувства по прежним временам. Ну и наконец решили, что надо походить на яхте. Подчеркиваю: именно походить, а не погоняться. Точный год назвать, когда это было, не берусь, но, наверное, лет 6–7 назад. Мы договорились скинуться и купить лодку, чтобы вместе или порознь на ней время от времени отдыхать и участвовать в любительских регатах где-нибудь на Средиземноморье. Когда начали смотреть, какую яхту купить и какие есть регаты, то поняли, что придется выбирать между обычным круизером, который не приспособлен для гонок, и более или менее спортивной яхтой, которая требует от экипажа определенной профессиональной подготовки. Подумали и решили отдать предпочтение второму варианту. Выбирали между датскими «иксами» и итальянским Grand Soleil. В итоге остановили свой выбор на 40-футовом пластиковом Grand Soleil. Причем, купив, переделали его в racing сruiser.

Когда мы начали переделывать лодку, принялись одновременно присматриваться и к опытным яхтсменам, то есть стали думать о создании профессиональной части экипажа. И некоторые из тех ребят, что появились в команде на заре ее становления, до сих пор в проекте.

YR: В каких регатах выступали?

В.З.: Отходили мы на этой лодке два полных сезона и постепенно все меньше уделяли времени круизам и любительским регатам. Чистых круизов за эти два сезона у нас было только два, по четыре дня каждый, а регат – 12–13 в год. Это были как не очень известные, так и раскрученные соревнования – Rolex Middle Sea Race, Copa del Rey… В своем классе мы выиграли за эти два года, наверное, все что смогли. К этому времени Grand Soleil выпустил 42-ю модель, и на нее стали пересаживаться очень многие наши соперники. Мы тоже стали задумываться о смене уровня. Но посчитали, что два фута – это не фундаментальное изменение, не качественный шаг вперед. Мы походили, посмотрели по верфям, выставкам, но особенно нам так ничего и не понравилось. А в то время как раз начал набирать популярность класс TP-52. Вот этот класс нам показался перспективным. В нем гонялось очень много яхсменов, участвовавших в America's Cup. И мы в конце концов на нем и остановились.

YR: На первых порах, наверное, трудно было?

В.З.: Мы сразу совершили ошибку всех начинающих: решили построить свою первую лодку сами. Причем на принятие решения большое влияние оказали амбиции профессиональной части нашего экипажа. Они считали, что им хватит знаний и опыта, чтобы выдать нормальное техническое задание и отработать с конструкторами. Лодку мы построили. В сотрудничестве с известной компанией Botin & Carkeek. Но получили не то, что хотели. Хотя в последние два года в классе TP-52 побеждают лодки, построенные именно Botin & Carkeek, как ни странно. Правда, во время строительства у нас было достаточно много всякого «веселья» – верфь горела, например, и часть корпуса была сильно повреждена. Мы что-то выжали из лодки, но, повторюсь, хотели большего… Тогда мы приняли решение кардинально поменять принципы построения экипажа. В это же время в серию Audi MedCup пришла команда BMW Oracle со своей лодкой, строительство которой контролировал ее генеральный менеджер Рассел Кутс. Она успела принять участие только в одной регате, а потом суд принял решение проводить 33-й America's Cup, к которому американцы готовились, на многокорпусных судах. Лодка TP52 у BMW Oracle, с которой у нас сразу сложились хорошие отношение, не была доведена до конца, но мы ее все же купили, хотя и потеряли при этом две зачетные регаты, уже проведенные в том сезоне. Наученные опытом, мы посчитали, что приобрести яхту, которую построила для себя опытная команда, – дело стоящее. К тому времени у нас был уже и очень профессиональный экипаж. Мы отгонялись на новой лодке сезон. И вполне успешно. Ну а потом начался новый этап в развитии нашей команды. Я имею в виду участие в Louis Vuitton Trophy. Очень многие известные команды, которые из-за судебных разбирательств вокруг America’s Cup выпадали из соревнований высшего уровня, решили основать свою серию и продолжить гонки на однокорпусных лодках, построенных к предыдущему розыгрышу Кубка – класс ACC5. Серию LV Trophy проводила специально созданная для этого Всемирная ассоциация парусных команд (WSTA), основными соучредителями которой стали тогдашний претендент на America's Cup – команда BMW Oracle Racing, Artemis, «Синергия» и Emirates Team New Zealand. Всего в серии гонялись до десяти команд.

Вместе с тем одновременно мы создали молодежную команду, которая должна была участвовать в матчевых соревнованиях. Еще года три назад мы поняли, что нам постоянно будет нужна свежая кровь – чтобы иметь возможность для маневра. Дело в том, что на разных типах лодок, даже для одних и тех же работ, нужны разные люди. Ну например, в Louis Vuitton Trophy гриндер Павел Мельников был у нас самым маленьким в команде, а в TP-52 – самым большим, потому что там вес экипажа ограничен.

парусный спорт, oracle racing, завадников, синергия парусный спорт, oracle racing, завадников, синергия


YR: А до этого у вас была стратегия развития экипажа или вы меняли его уже по ходу дела, в зависимости от ситуации или результатов?

В.З.: Мы никогда ничего не делали спонтанно. В конце ноября мы всегда проводим несколько заседаний, на которых анализируем наши проблемы и принимаем решения по экипажу. Вообще сезон состоит у нас из двух этапов. С апреля по октябрь – это активная часть, гоночная. С ноября по март – подготовительная. В этот период новички вживаются в команду. В ходе активной части сезона состав команды мы меняем только в экстренных случаях.

YR: Хотим задать вам вопрос, который вам, наверное, уже надоел – про иностранцев в команде.

В.З.: (Вздохнув.) Когда мы решили участвовать в Louis Vuitton Cup, в нашей стране не было яхтсменов, которые не то чтобы бы ходили на лодках класса America's Cup, а даже вживую видели бы их. А лодки эти сложные и дорогие. Поэтому мы и стали приглашать опытных яхтсменов из-за рубежа. При этом старались сделать так, чтобы минимизировать возможные трения. Учитывали языковой барьер, ментальность – группа управления у нас-то российская. Допустим, когда у нас был выбор между Каролем Яблонским и Йохеном Шуманном, мы отдали предпочтение первому. Поляк все же славянин.

YR: Но вы с ним в итоге расстались. Почему?

В.З.: Я не хотел бы раскрывать всю нашу кухню. Скажу лишь, что расстались мы с ним по-доброму. Как и со всеми другими, кто ушел из нашей команды. Хотя, наверное, многие из ушедших все же обиделись на нас. Просто так устроен человек: он во многих случаях считает, что его незаслуженно обижают. Но я убежден, что все рулевые, с которыми мы расстались, убрали себя из команды сами. Кто-то не потянул ментально, а кто-то профессионально.

YR: А кто сейчас задает тон в команде? Иностранцы или россияне?

В.З.: Вы меня просто удивляете! Поймите: если кто-то будет задавать тон в команде, можете ставить на ней крест! И мы это, кстати, проходили. У нас были диаспоры, который пытались задавать тон, украинские, белорусские… Выигрывать соревнования на высоком уровне может только команда. Если у вас появились русские и нерусские – все, вы проиграли. У нас в той команде, участвовавшей в Louis Vuitton Cup, были представители десяти национальностей, которые говорили на восьми языках. И мы дошли там до финала.

YR: С прошлого сезона «Синергия» участвует еще и в гонках мировой серии RC44…

В.З.: Нам понравился этот проект. В этом классе, как и в ТР-52, сейчас все лучшие команды мира. RC44 – чуть меньше размером, но столь же сложная лодка, относительно дешевая, экипажу не нужна для работы какая-то особая физическая сила. Ну и главное – логистика. RC44 можно перевозить в 40-футовом контейнере, что сильно удешевляет транспортировку. Собственно, весь проект RC44 помещается в двух контейнерах – один 40-футовый и один – 20-футовый. В одном – лодка, в другом – все, что для нее нужно. Забросили их на поезд, контейнеровоз – и вези куда хочешь.

парусный спорт, oracle racing, завадников, синергия парусный спорт, oracle racing, завадников, синергия



YR: Каковы планы «Синергии» на этот сезон?

В.З.: В этом сезоне мы будем выступать в двух классах. Даже в двух с половиной. Это прежде всего TP-52. Audi продлил спонсорский контракт с серией на три года, так что Audi MedCup будет существовать на прежнем уровне. В прошлом году в классе TP-52 поменялись правила, и мы под них строим новую лодку. На наш взгляд, в этом классе срок годности лодки – три года. После трех лет эксплуатации она перестает быть конкурентоспособной. Строим мы лодку с тем же Botin (начинали с Botin & Carkeek, но они уже успели разойтись). В Испании, на одной верфи с чемпионом класса прошлого сезона – Quantum Racing. У нас с этой командой хорошие отношения. Мы, например, используем их паруса, тогда как большинство других участников серии TP-52 – North Sails. Помимо пяти этапов серии Audi MedCup мы примем участие еще и в чемпионате мира класса TP-52. Это соревнование нужно прежде всего гонщикам для повышения своего статуса. Выиграть серию намного труднее, чем чемпионат, но первенство мира есть первенство мира. Особенно важны все эти игры для молодежи. В других регатах класса TP-52, которые проводятся на Средиземноморье, мы участвовать, по всей видимости, не будем. У нас и так очень плотный соревновательный график.

Разумеется, мы также будем участвовать в гонках класса RC44 – это шесть регат, проводимых по всему миру, плюс опять же чемпионат. А кроме того, часть молодежи, как и раньше, у нас будет гоняться в матчевых соревнованиях. Причем если раньше это были регаты разного уровня, то теперь мы будем выбирать и ездить только на состязания высокого грейда.

YR: Евгений Неугодников, ставший основным рулевым команды, будет в них участвовать?

В.З.: Вряд ли. Для этого у него просто не будет времени. У него есть два свободных для таких гонок окна – с 15 марта по 16 апреля и с 10 октября по 20 ноября.

YR: А Максим Логутенко, он ведь тоже иногда встает у руля RC44?

В.З.: Нет, Максим – директор команды. По правилам класса RC44 за рулем в гонках флота должен быть владелец команды. Если нет возможности встать за руль у меня, то это делает он. Вот и все.

YR: Вы довольны темпами роста команды?

В.З.: Да. У нас теперь в России есть профессиональная парусная команда. Единственная.

YR: А что не удалось сделать?

В.З.: Ошибки были, конечно, но опять же: все наши секреты раскрывать не хочу.

YR: Сколько человек входит в управленческий совет «Синергии»?

В.З.: Шесть.

YR: Бюджет команды – это секрет?

В.З.: (Без раздумий.) Четыре с лишним миллиона евро в год. Это не считая стоимости лодки. Если строим новую, то тратим больше. По сути, четыре миллиона евро – это паруса и расходы на экипаж и перемещения к местам проведения соревнований.

YR: Планы провести в Сочи один из этапов какого-нибудь элитного парусного соревнования еще существуют?

В.З.: Мне постоянно задают этот вопрос. Но он не по адресу. Я с радостью с командой поеду на те соревнования, которые будут проходить в России. Но я их не организую. Я могу лишь помочь получить их, переговорить с владельцами команд, менеджментом того или иного класса яхт, убедить, что провести один из этапов серии в России – это хорошее дело. Организуют соревнования порты, города, крупные компании, яхт-клубы, министерства спорта, в конце концов. Причем за рубежом они платят деньги за их проведение, конкурируют друг с другом. Я знаю лишь, что порт Сочи, а точнее, структуры, аффилированные с одним из наших партнеров – компанией «Совкомфлот», хотят провести один из этапов America's Cup event*.

YR: А почему вы отказались от участия в America's Cup?

В.З.: Вопрос из той же серии. У нас очень простая позиция: если кто-то в России создаст синдикат для участия в этом престижнейшем соревновании, мы готовы предоставить для него профессиональную команду. В America's Cup участвуют не команды и даже не клубы и синдикаты, которые лишь заявляются, а государства. На каждой яхте висит флаг страны, честь которой она защищает. «Синергия» – соучредитель Всемирной ассоциации парусных команд (WSTA), которая является партнером в проведении America's Cup, поэтому официально считается, что она подала заявку на участие в America's Cup. А наш представитель Михаил Тузов входит в состав cовета директоров управленческой группы America's Cup. Но этого мало. Нужно, чтобы какая-нибудь государственная структура или какие-то частные лица, которые живут в этой стране, сказали: мы готовы потратить деньги, чтобы команда начала готовиться к соревнованиям. Цена вопроса – от 50 миллионов евро, не в год, это бюджет всего трехлетнего проекта. У меня таких денег нет. И мне также неизвестно, чтобы в России кто-то начал собирать консорциум. А времени осталось немного – до 31 марта (беседа состоялась в середине марта. – Прим. )… Поверьте, у меня нет мечты погоняться в America's Cup. Восемнадцатым членом экипажа там я мог бы стать в половине команд. У меня есть команда, которой мне интересно заниматься.

YR: Сколько времени вы проводите на соревнованиях?

В.З.: Я стараюсь так построить рабочий график, чтобы участвовать во всех регатах, а у нас их больше десяти в год и каждая длится около недели. Может, не во всех гонках участвую, но во всех регатах.

YR: Помимо «Синергии» чем еще в парусе занимаетесь?

В.З.: Я член Попечительского совета ВФПС. Этот совет собирается несколько раз в год и решает не только финансовые вопросы. Важно не только собрать деньги, но и правильно их вложить. На мой взгляд, у нас сейчас большие проблемы с подготовкой крейсерских гонщиков. Их, по сути, просто нет. Члены сборной, закончив карьеру, уходят в классы небольших лодок. А яхтсмен для большого экипажа – это совсем другое. И я пытаюсь обратить внимание на эту проблему.

YR: В дальнее плавание сходить не тянет?

В.З.: По молодости тянуло. В 1987 году на однотоннике «Марина», построенном на ленинградской экспериментальной верфи, я сходил из Владивостока до Вьетнама и обратно. С переворотами, поломкой мачты. А сейчас… Я слышал от участников Volvo Ocean Race, что самое страшное, что приходится там преодолевать, – это вонь от человеческого тела. Зачем мне это?

YR: А помимо паруса чем-то увлекаетесь?

В.З.: Конечно. Дайвингом, горными лыжами, вином...

YR: Вином? Каким именно? Хотите дать рекламу?

В.З.: Не нужно: я делаю его в Италии и в России не продаю.

* America's Cup event – серия своего рода подготовительных соревнований к Louis Vuitton Cup (LVC). В этом и начале следующего года ее участники будут соревноваться на катамаранах AC45, а затем на AC72. LVC же в свою очередь – это отборочная серия уже непосредственно к America’s Cup, в котором на старт выйдут нынешний обладатель трофея – команда Oracle Racing – и претендент, который определится по итогам Louis Vuitton Cup.


Беседовали Дмитрий Воскресенский и Алексей Жук

По материалам сайта Всероссийской Федерации Парусного Спорта

парусная школа 7ЯХТ.  Теория, практика, регаты

купить яхту "эМ-Ка". Яхты новые и б/у, цена: от 450т ₽

фото регат на яхтах "эМ-Ка". 180 альбомов, 10780 фото и видео

Еще фото »
Еще видео »
Весь календарь »
Еще события »
Анонс статьи - Победы российских экипажей за рубежом Победы российских экипажей за рубежом
25.12.2019
Две золотых, серебряная и бронзовая медали за две недели декабря.
Анонс статьи - Премия  «Яхтсмен России 2019» Премия «Яхтсмен России 2019»
14.12.2019
Яна Резникова, Павел Сосыкин и Денис Грибанов – лучшие яхтсмены России!
Анонс статьи - Премия "Яхтсмен года 2019" Премия "Яхтсмен года 2019"
14.12.2019
ХI торжественная церемония вручения Национальной премии «Яхтсмен года».
Анонс статьи - "Научитесь плавать - мы вам в воду в бассейн нальем" "Научитесь плавать - мы вам в воду в бассейн нальем"
10.12.2019
Интервью с главным тренером сборной по парусному спорту Натальей Ивановой
Анонс статьи - "Кубок Клубов" 2019г. ФИНАЛ "Кубок Клубов" 2019г. ФИНАЛ
15.09.2019
"ПИРогово" - чемпион!
Еще интересное »
Просмотров: 4202
 
 
 
 
 
© Ассоциация яхт «эМ-Ка», 2009 - 2021
© Ally design дизайн сайта 2010
    Rambler's Top100